Продолжение беседы с дирижёром Романом Аранбицким
(начало интервью здесь: https://vk.cc/cmHeTd )
— Чем интересна программа концерта 11 апреля, Закрытие фестиваля «РахманинOFF»?
— Это два разных Рахманинова.
И кантата «Весна», и Второй фортепианный концерт написаны в самом начале ХХ века, то есть это Рахманинов «начальный». Здесь есть ожидание весны жизни, каких-то надежд, ощущение юности, бесконечной энергии.
И совершенно другое произведение — «Рапсодия на тему Паганини». ХХ век дал такие вещи, в которых остаться романтиком было невозможно. В какой-то степени «Рапсодия» — абсолютный внутренний надлом и горькое разочарование в себе, в жизни, в своих юношеских мечтах.
Это прослеживается практически во всех поздних сочинениях Рахманинова. Неслучайно в «Рапсодии» он берёт одну из самых ярких романтических музыкальных тем — 24-ый каприс Паганини — и этой теме он противопоставляет средневековую секвенцию Dies Irae, «День гнева». Под влиянием Dies Irae (название древнего латинского текста, повествующего о Страшном суде, а также соответствующего ему григорианского распева) романтическая тема начинает меняться, искажаться, в ней даже возникают какие-то элементы джаза...
--------------
У меня была такая ситуация — попросили небольшим вступительным словом предварить исполнение «Всенощного бдения» и кантаты «Колокола» Рахманинова на гастролях в Дании для местной публики. И их как-то особенно зацепило такое выражение: «Если вы хотите понять русскую душу, слушайте Рахманинова. Она там вся».
Подавляющее число его произведений было написано здесь. Именно та часть, которая является в мире наиболее популярной и исполняемой сейчас. Расставание с Родиной стало для него трагедией. Почти 10 лет после отъезда он не писал ничего. Первое сочинение из написанных за границей — кантата «Три русские песни» — проникнуто чувством безысходной тоски. Затем он либо оканчивал то, что было начато ещё в России, либо… Либо это как «Рапсодия на тему Паганини», немного другой Рахманинов. Хотя и такой же великолепный мелодист, с таким же изумительным гармоническим языком, лишённым каких-то новомодных экспериментов, но удивительно проникновенный и цепляющий.
Да, он действительно остался русским композитором. Новая культурная среда, в которой он оказался после революции, конечно, отражалась в его творчестве. Но по восприятию он остался глубоко русским человеком. Душа его осталась в России...
#рахманинов #рахманинов150 #рахманинOFF